Как предпринимателю отчитываться перед налоговой, если у него нет сотрудников
обзор 8.08.2025 2932
Если у ИП нет сотрудников, он обязан вести упрощенный финансовый учет и подавать отчетность в налоговую. Читайте, какие отчеты и в какие сроки необходимо подавать ИП на разных налоговых режимах
1. НДС (налог на добавленную стоимость) — декларацию сдают каждый квартал в срок до 25-го числа месяца после отчетного квартала:
25 апреля,
25 июля,
25 октября,
25 января следующего года.
Если никаких операций не проводилось, нужно все равно сформировать и отправить нулевую декларацию. Декларацию по НДС нужно обязательно подавать в электронном виде.
2. 3-НДФЛ (налог на доходы физлиц) — декларацию сдают раз в год в срок до 30 апреля следующего года с указанием всех доходов. Если ИП не вел деятельность, нужно направить нулевку. 3-НДФЛ можно сдать как в электронном, так и в бумажном виде.
3. Налог на имущество — уплачивается по уведомлению от налоговой в срок до 1 декабря, декларацию сдавать не нужно. Земельный налог платится, если у ИП есть участок, который используется для бизнеса (парковка и т. п.).
Отчетность ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН)
Декларация по УСН — ее нужно подавать раз в год до 25 апреля, а налог перечислить в бюджет в срок до 28 апреля (если дата совпадает с выходным, то она смещается на ближайший рабочий день).
НДС (с 2025 года) — плательщиками налога на добавленную стоимость становятся ИП, чьи с доходы превышают 60 млн руб. за год. Декларацию по НДС нужно сдавать каждый квартал в срок до 25-го числа месяца после квартала, а уплачивать налог — до 28-го числа (даты аналогичны ОСН). Если доходы не превысили лимит в 60 млн руб. или ИП только что зарегистрировался, НДС не платится и заявление для этого не нужно — освобождение происходит автоматически.
Отчеты ИП на ЕСХН
Декларация по ЕСХН — сдается каждый год не позднее 25 марта следующего года, а при отсутствии деятельности потребуется сформировать нулевку.
Декларация по НДС — ее подают ИП с доходом более 60 млн руб.
Таблица отчетов ИП без работников
СНО
Вид отчета
Когда нужно сдать
ОСН
3-НДФЛ
до 30 апреля
Декларация по НДС
25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января
УСН
Декларация по УСН
до 25 апреля
Декларация по НДС
25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января
ЕСХН
Декларация по ЕСХН
до 25 марта
Декларация по НДС
25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января
Автоматизированная УСН (АУСН)
Если ИП выбрал АУСН, ему не требуется вести учет доходов и расходов, также он освобождается от отчетности. Налоговая самостоятельно получает данные через онлайн-кассу и банковский счет. Когда есть доходы вне этих каналов (например, бартер), их нужно добавить вручную через личный кабинет ФНС.
ИП на патентной системе налогообложения (ПСН)
При выборе патентной системы налогообложения уплачивается фиксированная стоимость патента и ИП освобождается от уплаты других налогов. При этом подача налоговой декларации по ПСН не требуется.
Однако ИП обязан вести книгу учета доходов (КУД) — по ней ФНС проверяет, не превышен ли установленный порог дохода в 60 млн руб. в год. Если ИП оформил несколько патентов, допускается ведение одной общей книги.
Просрочка подачи декларации: чем грозит
При нарушении срока подачи декларации начисляется штраф 5% от суммы налога, которая указана в документе, за каждый полный или неполный месяц задержки. При этом установлены верхний и нижний лимиты: штраф не может быть менее 1000 руб. и более 30% от суммы налога.
Важно! Даже один день просрочки считается полным месяцем.
В случае, когда декларацию подали с опозданием, но налог был перечислен своевременно, штраф будет минимальным — 1000 руб. Однако при задержке уплаты налога более чем на 20 дней ФНС может наложить блокировку на расчетный счет.
Счет разблокируют, когда ФНС получит от банка подтверждение оплаты (в среднем на это уходит 2 дня). Ускорить процесс можно, предоставив в инспекцию копию платежного поручения.
Страховые взносы за ИП
ИП на АУСН освобождаются от уплаты страховых взносов.
ИП на всех остальных налоговых режимах обязаны перечислять в бюджет фиксированные взносы за себя.
В 2025 году установлен размер фиксированных взносов в 53 658 руб. Если доход предпринимателя за год превысит 300 000 руб., он дополнительно должен уплатить 1% с суммы превышения.
Пример. Доход ИП Кукушкина за год составил 500 000 руб.
С учетом этого он должен заплатить дополнительный взнос 1%. Его дополнительный взнос составит 2000 руб. Расчет: (500 000 – 300 000) × 1% = 2000 руб.
Когда платить страховые взносы за 2025 год
Вид
Крайний срок уплаты
Фикс. взносы
29 декабря 2025 года
Доп. взнос 1% (с дохода сверх лимита в 300 000 руб.)
1 июля 2026 года
Оплату нужно произвести через единый налоговый счет (ЕНС).
Важно! Страховые взносы требуется уплачивать даже если нет дохода и деятельность не велась. Для новых ИП и тех кто закрылся до конца года, сумма взносов рассчитываются пропорционально периоду их работы.
Книга учета доходов и расходов (КУДиР)
Обязательна для всех ИП, кроме применяющих АУСН.
Форма: бумажная или электронная.
Заполнение: строго в хронологическом порядке.
Бумажный вариант: распечатать бланк в начале года, а в конце года — сшить, пронумеровать, подписать и (при наличии) заверить печатью, проставить итоговое количество страниц на последнем листе.
Электронный вариант: в конце отчетного периода необходимо внести в книгу все данные, иначе она будет недействительна.
Хранение: не менее 4 лет.
КУДиР не сдается в ФНС автоматически — ее предоставляют только по запросу. Если не направить в налоговую книгу в течение 10 дней с момента требования, штраф составит 10 000 руб.
ИП на патенте и УСН «доходы» могут не указывать расходы в книге, так как они не влияют на расчет налога. Однако вести их для собственного удобства можно.
Ответы на популярные вопросы
Сдают ли декларацию ИП на АУСН? Нет. Для предпринимателей на этом налоговом режиме расчет налога выполняет сама ФНС на основе данных ККТ и расчетного счета.
Что грозит за сдачу отчетности с просрочкой? За просрочку сдачи декларации назначается штраф — 5% от суммы налога за каждый полный либо неполный месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1000 руб.
Какие страховые взносы должен платить ИП, у которого нет наемных работников? Фиксированные страховые взносы, а также 1% с суммы дохода, превышающей 300 000 руб. за год.
Мы возьмем бухгалтерию вашего ИП на себя — без пропущенных сроков, ошибок и штрафов. Вы занимаетесь бизнесом, мы — отчетностью.
Есть вопросы?
Просто оставьте заявку на обратный звонок. Мы обязательно с вами свяжемся.
Алена ВасильеваРуководитель отдела по работе с клиентами в Нижнем Новгороде, эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету для селлеров на маркетплейсах
Большие поправки в Налоговом кодексе: что важно знать ИП уже сейчас
Новые правила для селлеров маркетплейсов, рост штрафов, изменение сроков уплаты налогов и взносов, новое по взносам на травматизм — какие поправки в Налоговый кодекс готовит законопроект № 617-9 для ИП, рассказали подробнее в статье
5.10.2026 133
обзор
Сдает ли бухгалтерский баланс ИП
Нужно ли ИП составлять баланс, какая отчетность его заменяет и что меняется в зависимости от системы налогообложения
30.09.2026 38
обзор
Расчет зарплаты в выходные и праздничные дни
Кого работодатель вправе привлечь к работе в праздник или выходной, как правильно оформить такой выход и сколько заплатить работнику
29.09.2026 73
обзор
Коды в декларации 3-НДФЛ
Рассказали, какие коды необходимо внести в декларацию 3-НДФЛ и на что обратить внимание, чтобы не ошибиться
29.09.2026 74
обзор
Как маркетплейсы будут проверять продавцов с 1 октября 2026 года
Рассказали, как маркетплейсы будут проверять продавцов по новым правилам, какие сведения и документы понадобятся, что изменится для действующих продавцов и как подготовиться к проверке заранее
28.09.2026 161
обзор
АУСН: что это такое, как работает автоматизированная упрощенная система налогообложения
Разобрали, кто может перейти на АУСН, как рассчитывается налог, какую отчетность все-таки придется сдавать и чем автоматизированная упрощенка отличается от других режимов
28.09.2026 107
Адреса салонов в Московская обл.
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов и аналогичных технологий