Кому из ИП нужна онлайн-касса в 2025 году: правила, изменения и штрафы
обзор 7.07.2025 5084
Подготовили актуальный обзор о том, кому из индивидуальных предпринимателей обязательно нужна касса в 2025 году, кто может обойтись без нее, и что грозит за нарушение требований
Использовать при расчетах онлайн-кассы продавцов обязывает российское кассовое законодательство — закон № 54-ФЗ. Но из требования есть некоторые исключения.
Кто из ИП должен использовать онлайн-кассу
В настоящее время практически все индивидуальные предприниматели и организации обязаны применять онлайн-кассы при расчетах — как наличными, так и безналичными средствами. Это касается всех систем налогообложения, за исключением самозанятых, работающих по режиму НПД (налог на профессиональный доход).
Закон № 54-ФЗ содержит список исключений, когда касса не требуется. В остальных случаях работа без кассы считается нарушением, и налоговая служба проводит проверки.
Кто из ИП не обязан применять онлайн-кассу в 2025 году
При торговле через автоматы без электропитания, принимающие только монеты.
При разносной торговле с рук, в тележках, автоцистернах, продаже газет или журналов, ремонте обуви, изготовлении ключей, оказании услуг носильщиков, уходе за людьми и при некоторых других видах деятельности (полный перечень указан в п. 2 ст. 2 ФЗ‑54).
При расчетах между ИП/ООО — безналичные напрямую со счета.
Самозанятые, применяющие налог на профессиональный доход (НПД). Они выдают электронные чеки через приложение «Мой налог», онлайн-касса не требуется.
ИП на патентной системе налогообложения (ПСН), осуществляющие деятельность, перечисленную в п. 2 ст. 346.43 НК. В этом случае обязательна выдача документа вместо чека.
С 1 марта 2025 года не обязаны применять онлайн-кассу ИП:
ИП на ЕСХН, торгующие на рынке/ярмарке/выставке — при 3 или менее местах торговли общей площадью 15 м² или меньше, без подакцизных товаров.
ИП, осуществляющие образовательную деятельность (при наличии лицензии) или деятельность в сфере физкультуры и спорта в качестве основного вида деятельности при безналичных расчетах.
Важно! Если продаются подакцизные или маркированные товары — онлайн‑касса обязательна даже для льготников.
ИП, работающим в труднодоступных районах с нестабильной связью, разрешается использовать онлайн-кассу в автономном режиме — без передачи данных через интернет.
Ответственность за нарушение закона № 54-ФЗ
Если предприниматель ведет расчеты без кассы, хотя обязан ее применять, ему грозит штраф в размере от 25 до 50% от суммы расчетов без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.
За использование онлайн-кассы, которая не соответствует требованиям 54-ФЗ, за непередачу в ФНС сведений, связанных с использованием ККТ и за отсутствие номенклатуры в чеке штраф составит от 1500 до 3000 руб. При первом нарушении возможно предупреждение.
За непредоставление чека (бумажного или электронного) покупателю грозит штраф 2000 руб. При первом нарушении также возможно предупреждение.
Если вы не уверены, нужна ли вам касса — лучше обратитьсяза консультацией к профессионалам. Оставьте заявку ниже, и мы поможем выбрать и приобрести оптимальный вариант онлайн-кассы для вашего бизнеса.
Есть вопросы?
Просто оставьте заявку на обратный звонок. Мы обязательно с вами свяжемся.
Алена ВасильеваРуководитель отдела по работе с клиентами в Нижнем Новгороде, эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету для селлеров на маркетплейсах
Большие поправки в Налоговом кодексе: что важно знать ИП уже сейчас
Новые правила для селлеров маркетплейсов, рост штрафов, изменение сроков уплаты налогов и взносов, новое по взносам на травматизм — какие поправки в Налоговый кодекс готовит законопроект № 617-9 для ИП, рассказали подробнее в статье
5.10.2026 128
обзор
Сдает ли бухгалтерский баланс ИП
Нужно ли ИП составлять баланс, какая отчетность его заменяет и что меняется в зависимости от системы налогообложения
30.09.2026 35
обзор
Расчет зарплаты в выходные и праздничные дни
Кого работодатель вправе привлечь к работе в праздник или выходной, как правильно оформить такой выход и сколько заплатить работнику
29.09.2026 71
обзор
Коды в декларации 3-НДФЛ
Рассказали, какие коды необходимо внести в декларацию 3-НДФЛ и на что обратить внимание, чтобы не ошибиться
29.09.2026 71
обзор
Как маркетплейсы будут проверять продавцов с 1 октября 2026 года
Рассказали, как маркетплейсы будут проверять продавцов по новым правилам, какие сведения и документы понадобятся, что изменится для действующих продавцов и как подготовиться к проверке заранее
28.09.2026 159
обзор
АУСН: что это такое, как работает автоматизированная упрощенная система налогообложения
Разобрали, кто может перейти на АУСН, как рассчитывается налог, какую отчетность все-таки придется сдавать и чем автоматизированная упрощенка отличается от других режимов
28.09.2026 106
Адреса салонов в Московская обл.
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов и аналогичных технологий