УСН в 2025 году: как платить налоги и отчитываться
обзор 7.04.2025 1917
В 2025 году появились изменения в правилах применения УСН. Разобрали, как рассчитать налог, когда сдавать декларацию, что важно знать об уведомлениях и как не пропустить сроки уплаты авансовых платежей
УСН (упрощенная система налогообложения) — это специальный режим, который ориентирован на средних и мелких предпринимателей. ИП освобождается от сложного бухгалтерского учета и уплачивает налог по одной из ставок:
6% («доходы») — налог только с поступлений. Выгоден, если расходы минимальны.
15% («доходы минус расходы») — налог с разницы между доходами и подтвержденными расходами. Подходит для бизнеса с большими затратами.
Кто может применять УСН
Для этого спецрежима установлены лимиты:
годовой доход до 450 млн руб.;
численность сотрудников до 130 человек;
запрещено для ломбардов, нотариусов, страховых агентов и некоторых других видов деятельности.
Как перейти на УСН
Новые ИП выбирают УСН при регистрации бизнеса либо в течение 30 дней с момента регистрации.
Действующие ИП вправе подать уведомление до 31 декабря, чтобы перейти на упрощенку с 1 января следующего года.
Налоги и взносы ИП на УСН
Авансовый платеж по УСН необходимо перечислять ежеквартально до 28 числа месяца, следующего за отчетный кварталом (а также подавать уведомление — ежеквартально до 25 числа), налог за четвертый квартал уплачивается до 28 апреля следующего года.
Важно! Итоговый налог за 2024 год, а также авансовые платежи за 1 квартал 2025 года нужно внести до 28 апреля 2025 года.
Помимо налога по ставке 6% или 15% ИП на УСН в 2025 году обязаны платить:
фиксированные страховые взносы за себя в сумме 53 600 руб., а также за работников, если они есть.
взнос 1%, если доход превысил 300 000 руб.
НДС, если доход за год превысил 60 млн руб. Можно выбрать общую либо льготную ставку. Подробнее об уплате НДС на УСН мы рассказали на нашем сайте.
Отчетность ИП на УСН
ИП на УСН обязаны сдавать декларацию по итогам года. Декларацию за 2024 год нужно подать до 25 апреля 2025 года.
Помимо декларации необходимо подавать ежеквартальные уведомления по ЕНП с рассчитанной суммой авансового платежа до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Уведомление за 4 квартал не подается, поскольку налог фиксируется в декларации.
Важно! Уведомление по авансу УСН за первый квартал 2025 года требуется подать в срок до 25 апреля 2025 года.
Как рассчитать налог на УСН
УСН 6% («доходы»):
Формула: налог = доходы за квартал × 6%
В расчет идут все доходы, полученные за квартал (от реализации товаров, работ, услуг, доходы от аренды и другие). Не учитываются расходы.
Пример. Доход ИП Николаева Н. Н., работающего на УСН, за 4 квартал составил 500 000 руб. Расчет налога для него будет следующим:
500 000 × 6% = 30 000 руб.
УСН 15% («доходы минус расходы»):
Формула: налог = (доходы – расходы) × 15%
В расчет идут все доходы, уменьшенные на документально подтвержденные расходы (например, аренда, зарплата, приобретение товаров или услуг).
Для ИП на УСН 15% также предусмотрен минимальный налог (1% от доходов). Его нужно уплатить, если он больше налога, рассчитанного по обычным правилам (15% от разницы доходов и расходов).
Пример. Доходы ИП Соколовой С. С., применяющей УСН, составили 500 000 руб., а расходы — 300 000 руб. Налог будет вычисляться следующим образом:
(500 000 – 300 000) × 15% = 30 000 руб.
500 000 × 1% = 5000 руб.
30 000 руб. больше, поэтому именно эту сумму Соколова должна оплатить в бюджет.
На УСН есть возможность уменьшить сумму налога за счет следующих расходов:
обязательных страховых взносов за сотрудников;
выплат по больничным, оплаченных за счет работодателя;
взносов на добровольное страхование работников;
страховых взносов, уплаченных ИП за себя.
ИП с работниками могут снизить сумму налога за счет страховых взносов не более чем на 50%, ИП без сотрудников — до 100%.
Знание всех тонкостей УСН, правильный расчет налогов и своевременная сдача отчетности — ключ к успешному ведению бизнеса. Чтобы избежать ошибок и эффективно управлять налоговой нагрузкой, доверьте бухгалтерское сопровождение профессионалам.
Lad.Рядом с бизнесом — зарабатывайте больше и навсегда забудьте про сложную бухгалтерию!
Заполните форму ниже и получите консультацию.
Есть вопросы?
Просто оставьте заявку на обратный звонок. Мы обязательно с вами свяжемся.
Алена ВасильеваРуководитель отдела по работе с клиентами в Нижнем Новгороде, эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету для селлеров на маркетплейсах
Большие поправки в Налоговом кодексе: что важно знать ИП уже сейчас
Новые правила для селлеров маркетплейсов, рост штрафов, изменение сроков уплаты налогов и взносов, новое по взносам на травматизм — какие поправки в Налоговый кодекс готовит законопроект № 617-9 для ИП, рассказали подробнее в статье
5.10.2026 78
обзор
Сдает ли бухгалтерский баланс ИП
Нужно ли ИП составлять баланс, какая отчетность его заменяет и что меняется в зависимости от системы налогообложения
30.09.2026 17
обзор
Расчет зарплаты в выходные и праздничные дни
Кого работодатель вправе привлечь к работе в праздник или выходной, как правильно оформить такой выход и сколько заплатить работнику
29.09.2026 56
обзор
Коды в декларации 3-НДФЛ
Рассказали, какие коды необходимо внести в декларацию 3-НДФЛ и на что обратить внимание, чтобы не ошибиться
29.09.2026 54
обзор
Как маркетплейсы будут проверять продавцов с 1 октября 2026 года
Рассказали, как маркетплейсы будут проверять продавцов по новым правилам, какие сведения и документы понадобятся, что изменится для действующих продавцов и как подготовиться к проверке заранее
28.09.2026 137
обзор
АУСН: что это такое, как работает автоматизированная упрощенная система налогообложения
Разобрали, кто может перейти на АУСН, как рассчитывается налог, какую отчетность все-таки придется сдавать и чем автоматизированная упрощенка отличается от других режимов
28.09.2026 93
Адреса салонов в Московская обл.
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов и аналогичных технологий