При приеме сотрудников у ИП возникает обязанность не только платить за них страховые взносы, но и сдавать в ИФНС и СФР отчетность.
Работодатель платит следующие страховые взносы:
Взносы на травматизм
Правильное название отчислений на травматизм — взносы от несчастных случаев и профзаболеваний, или взносы от НС и ПЗ.
Если работодатель платит физлицам по трудовому договору, он — плательщик взносов от несчастных случаев. По гражданско-правовым договорам (ГПД) такой обязанности нет, но в договоре можно прописать условия перечисления взносов на травматизм.
Величина взносов на травматизм зависит от деятельности, по которой определяют класс профессионального риска (КПР). Размер тарифов — от 0,2% до 8,5%. Ставку уточняют в сервисе Социального фонда России (СФР). Фонд действует с 2023 года после слияния ФСС и ПФР.
Взносы от НС и ПЗ нужно платить каждый месяц до 15-го числа следующего месяца отдельной платежкой в СФР. После уплаты таких взносов ежеквартально сдают ЕФС-1, раздел 2 — отчет по взносам на травматизм. Срок — до 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Отчет сдается по месту регистрации ИП.
Взносы по единому тарифу
В единый тариф входят взносы:
на обязательное пенсионное страхование,
на обязательное медицинское страхование,
на случай временной нетрудоспособности и материнства — ВНиМ.
Для плательщиков применяются следующие тарифы страховых взносов:
30% — в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов;
15,1% — свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.
На 2024 год установлена предельная величина базы, с которой уплачиваются страховые взносы, в размере 2 225 000 руб. Размер базы для отчислений взносов рассчитывается так называемым нарастающим итогом. Предельную базу каждый работодатель отслеживает только по доходам, начисленным у него. Зарплаты у других страхователей, в том числе у внешних совместителей, не учитываются.
Страховые взносы платят за:
штатных сотрудников, с которыми заключены трудовые договоры;
сторонних исполнителей, с которыми сотрудничают по гражданско-правовому соглашению.
Если предприниматель сотрудничает с другим ИП или самозанятым, взносы с выплат исполнителям не исчисляют.
Взносы по единому тарифу перечисляют в составе ЕНП — единого налогового платежа — ежемесячно до 28-го числа месяца, следующего за отчетным в ИФНС по месту регистрации ИП.
Но просто перевести взносы на ЕНС недостаточно. Чтобы налоговая списала с ЕНС нужную сумму, работодателю необходимо подать уведомление. Срок — до 25-го числа месяца уплаты взносов. Уведомление подают только перед уплатой взносов за первый и второй месяц квартала. За третий месяц его подавать не надо: налоговая узнает сумму из отчетности.
После уплаты страховых взносов работодателю необходимо подать в налоговую два отчета: РСВ и персонифицированные сведения о физлицах.
РСВ — отчет по взносам на ОПС, ОМС и ВНиМ, который сдают в налоговую до 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Персонифицированные сведения о физлицах — ежемесячный отчет в налоговую. Срок сдачи — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Бухгалтерское обслуживание для ИП с работниками
Персональный бухгалтер для ИП на УСН, ПСН и ОСНО (НДС) возьмет на себя расчет налогов и взносов, оптимизацию налоговой нагрузки, формирование и сдачу отчетности, а также взаимодействие с ФНС, СФР, Росстат, Росалкогольтабакконтроль и ФТС.
подробнее
Льготные страховые взносы для МСП
Для малого и среднего предпринимательства (МСП) льготные ставки страховых взносов относятся только к страховым взносам по единому тарифу.
Для ИП, относящихся к МСП, предусмотрена льготная ставка на страховые взносы в размере 15% с выплат, превышающих МРОТ.
С 1 января 2024 года МРОТ установлен в размере 19 242 руб.
С выплат работникам в пределах этой суммы нужно платить страховые взносы по ставке 30%. С суммы выше 19 242 руб. — по ставке 15%.
Льготы по страховым взносам доступны МСП при соблюдении ряда условий:
соответствовать критериям МСП;
входить в реестр МСП;
вовремя сдавать налоговую отчетность.
Применение льготного тарифа — не право МСП, а его обязанность.
С каких выплат по работникам начисляют страховые взносы
Страховые взносы исчисляют с доходов, которые сотрудники получают от ИП. Исключения перечислены в ст. 422 НК РФ и ст. 20.2 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Взносы уплачивают с:
аванса/зарплаты,
премии,
отпускных,
компенсации за неиспользованный отпуск,
оплаты простоя,
среднего заработка за период командировки.
Взносы НЕ уплачивают с:
государственных пособий;
выходных пособий в пределах трехмесячного заработка;
материальной помощи до 4000 руб. в год;
суточных в командировках: до 700 руб. — в России, до 2500 руб. — за границей;
выплат на проезд и проживание в командировках.
Специалисты компании «Лад» грамотно проконсультируют вас по всем интересующим вопросам, рассчитают размер страховых взносов за работников и помогут уменьшить налоговую нагрузку с учетом всех тонкостей законодательства.
Доверьте нам бухгалтерское сопровождение вашего бизнеса. Мы напомним об уплате всех необходимых страховых и налоговых платежей, подготовим квитанции для их уплаты и вовремя отчитаемся в контролирующие органы по выбранному налоговому режиму.
Заполните короткую форму ниже, чтобы узнать больше о наших услугах.
Есть вопросы?
Просто оставьте заявку на обратный звонок. Мы обязательно с вами свяжемся.
Ольга Слатинаэксперт по кадровому делопроизводству
Большие поправки в Налоговом кодексе: что важно знать ИП уже сейчас
Новые правила для селлеров маркетплейсов, рост штрафов, изменение сроков уплаты налогов и взносов, новое по взносам на травматизм — какие поправки в Налоговый кодекс готовит законопроект № 617-9 для ИП, рассказали подробнее в статье
5.10.2026 141
обзор
Сдает ли бухгалтерский баланс ИП
Нужно ли ИП составлять баланс, какая отчетность его заменяет и что меняется в зависимости от системы налогообложения
30.09.2026 42
обзор
Расчет зарплаты в выходные и праздничные дни
Кого работодатель вправе привлечь к работе в праздник или выходной, как правильно оформить такой выход и сколько заплатить работнику
29.09.2026 75
обзор
Коды в декларации 3-НДФЛ
Рассказали, какие коды необходимо внести в декларацию 3-НДФЛ и на что обратить внимание, чтобы не ошибиться
29.09.2026 76
обзор
Как маркетплейсы будут проверять продавцов с 1 октября 2026 года
Рассказали, как маркетплейсы будут проверять продавцов по новым правилам, какие сведения и документы понадобятся, что изменится для действующих продавцов и как подготовиться к проверке заранее
28.09.2026 162
обзор
АУСН: что это такое, как работает автоматизированная упрощенная система налогообложения
Разобрали, кто может перейти на АУСН, как рассчитывается налог, какую отчетность все-таки придется сдавать и чем автоматизированная упрощенка отличается от других режимов
28.09.2026 109
Адреса салонов в Московская обл.
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов и аналогичных технологий