Как вернуть переплату или зачесть средства с ЕНС: инструкция
обзор 29.05.2023 2321
В связи с законодательными поправками поменялись правила возврата и зачета переплаты по налогам и сборам. Разбираемся, как правильно решить эти вопросы
Чтобы зачесть или вернуть налоговые перечисления, необходимо обладать положительном сальдо на едином налоговом счете.
Как определить сальдо ЕНС
Сопоставьте общую сумму средств, числящихся на ЕНС, и сумму к перечислению по всем обязательным платежам.
В итоге получится один из трех вариантов:
Нулевое сальдо.
Когда два этих значения равны.
ИП Петров П. П. работает на УСН «доходы». За 2022 год предприниматель обязан внести 15 000 руб. налогов. Именно столько денег он перевел на ЕНС. При этом на счете не числилось переплат либо недоимок. Затем налоговая списала всю сумму в счет УСН. В итоге у Петрова получится нулевое сальдо по счету.
Отрицательное.
Сумма обязательных платежей оказалась больше, чем зачисленная на ЕНС. Возникла недоимка.
ИП Сидоров С. С. направил на ЕНС лишь 10 000 руб., хотя налоговый платеж составил 15 000 руб. У Сидорова остался долг в 5000 руб.
Положительное.
Средства, находящиеся на ЕНС, превысили по размеру платежи. Возникает переплата.
ИП Иванов И. И. должен уплатить в бюджет 10 000 руб. Он перечислил на единый счет 15 000 руб. Излишне уплаченные 5000 руб. будут считаться положительным сальдо.
Что делать с переплатой по ЕНС
Плательщик вправе использовать переплату по-разному:
Оставить на ЕНС.
Возвратить на банковский счет — себе либо третьему лицу.
Провести зачет: в счет определенного налога по своему единому счету, для погашения обязанности третьего лица или для выполнения решения налоговой.
Для зачета и возврата понадобится заявление. Бланки и требования к ним введены ФНС (приказ от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1133@, письмо от 11.01.2023 № КЧ-4-8/105@).
Годовое обслуживание для ИП без работников
Подготовим и сдадим вашу отчетность в срок, подскажем, на какой системе налогообложения наиболее выгодно вести бизнес, рассчитаем налоги и взносы.
подробнее
Как вернуть переплату по ЕНС
Основания:
Заявление плательщика.
Решение налоговой о возмещении НДС / акциза, об упрощенном налоговом вычете.
Когда денег недостаточно, осуществляется частичный возврат.
Деньги должны прийти в трехдневный срок с момента получения заявления инспектором. Если они не пришли по истечении 10 дней, начнут автоматически начисляться проценты по ключевой ставке Банка России.
Как заполнить заявление на возврат переплаты
Строка
Что вносить
Титульный лист
ИНН
Физические лица без статуса ИП вправе не вносить этот параметр.
КПП
Для юридических лиц
Представляется в налоговый орган
Код инспекции, где лицо было поставлено на учет
В размере
Сумма / часть суммы положительного сальдо.
Ф. И. О.
Только для физлиц без статуса ИП, если они не прописывали ИНН в первой строке
Достоверность и полноту сведений…
«1» — ИП и физлицо действуют лично.
Для представителя — «2». Также следует указать информацию о нем.
Сведения о счете
БИК
Реквизиты банковского счета, куда нужно направить переплату
Номер счета
Получатель
«1» – компания,
«2» – физическое лицо / ИП,
«3» – бюджетная организация.
Наименование владельца счета
Только для бюджетных учреждений
КБК получателя
ОКТМО
Номер л.с
Назначение
Сведения о физическом лице, не являющемся ИП
Код вида документа
Только для физлиц без статуса ИП, не вписавших ИНН в первой строке
Серия, номер
Кем выдан
Дата выдачи
Направьте заполненный бланк в бумажном или электронном виде.
Как зачесть переплату по ЕНС
Это можно сделать в счет:
обязанности по перечислению налогов другого лица,
уплаты определенного налога по своему счету,
выполнения решений ФНС,
уплаты долга, который не учитывается по ЕНС согласно подп. 2 п. 7 ст. 11.3 НК.
Главное назначение зачета состоит в резерве сумм страховых взносов для последующего списания в счет уплаты УСН, ПСН.
Порядок зачета:
Распоряжаться можно только суммой положительного сальдо.
Когда на ЕНС не хватает денег, придет отказ. Когда денег оказалось меньше заявленного, проводят частичный зачет.
Зачет проходит в течение одного дня.
Есть возможность отменить осуществленный зачет, если сформировать заявление об этом.
Бухгалтерское обслуживание для ИП с работниками
Персональный бухгалтер для ИП на УСН, ПСН и ОСНО (НДС) возьмет на себя расчет налогов и взносов, оптимизацию налоговой нагрузки, формирование и сдачу отчетности, а также взаимодействие с ФНС, СФР, Росстат, Росалкогольтабакконтроль и ФТС.
подробнее
Как заполнить заявление на зачет переплаты по ЕНС
Титульный лист
ИНН
Для всех плательщиков
КПП
Для юрлиц
Представляется в налоговый орган
Код инспекции, где лицо было поставлено на учет
Прошу зачесть
«1» – за другое лицо,
«2» – по своему ЕНС,
«3» – в счет исполнения решений налоговой,
«4» – в счет задолженности, не учитываемой на ЕНС.
В счет обязанности другого лица
ИНН
ИНН лица (это может быть несколько лиц)
В размере
Сумма
В счет исполнения обязанности по уплате определенного налога
В размере
Сумма налога
КПП
Поле для организаций. Это КПП главного офиса или подразделения.
Код ОКТМО
По ОК 033-2013
КБК
Платежа, который необходимо зачесть
Признак налогового агента
«1» – плательщик выполняет функции агента,
«2» – лицо без такого статуса.
Срок уплаты
День перечисления платежа
В счет исполнения решений ИФНС
В размере
Сумма по решению
Код документа
Код (расшифровка в таблице ниже)
Номер
Данные о решении налоговой
Дата
В счет погашения задолженности, не учитываемой на ЕНС
В размере
Сумма задолженности
Основание
«1» – по исполнительному документу,
«2» – по судебному решению.
Номер
Реквизиты документа
Дата
Дата документа
Как заполнить код:
Код
Расшифровка
Решение налоговой:
01
о привлечении к ответственности за налоговое нарушение
02
об отказе в привлечении к ответственности
03
об отмене решения о возмещении суммы налога
04
об отмене решения о предоставлении налогового вычета
05
Решение по итогам проверки уплаты налогов в отношении созависимых лиц
06
Решение суда / вышестоящего налогового ведомства по отмене изначального решения ИФНС, по которому на ЕНС была учтена обязанность по уплате налогов или штрафов по ним.
Заполненный бланк индивидуальный предприниматель может сдать в налоговую лишь в цифровом формате: ТКС, личный кабинет.
В текущем году появилось множество нововведений для предпринимателей. Доверьте эти важные вопросы профессионалам. Мы предлагаем выгодные условия по бухгалтерскому сопровождению ИП, а также другие услуги «под ключ». Узнайте подробнее, оставив заявку ниже.
Есть вопросы?
Просто оставьте заявку на обратный звонок. Мы обязательно с вами свяжемся.
Большие поправки в Налоговом кодексе: что важно знать ИП уже сейчас
Новые правила для селлеров маркетплейсов, рост штрафов, изменение сроков уплаты налогов и взносов, новое по взносам на травматизм — какие поправки в Налоговый кодекс готовит законопроект № 617-9 для ИП, рассказали подробнее в статье
5.10.2026 138
обзор
Сдает ли бухгалтерский баланс ИП
Нужно ли ИП составлять баланс, какая отчетность его заменяет и что меняется в зависимости от системы налогообложения
30.09.2026 39
обзор
Расчет зарплаты в выходные и праздничные дни
Кого работодатель вправе привлечь к работе в праздник или выходной, как правильно оформить такой выход и сколько заплатить работнику
29.09.2026 74
обзор
Коды в декларации 3-НДФЛ
Рассказали, какие коды необходимо внести в декларацию 3-НДФЛ и на что обратить внимание, чтобы не ошибиться
29.09.2026 75
обзор
Как маркетплейсы будут проверять продавцов с 1 октября 2026 года
Рассказали, как маркетплейсы будут проверять продавцов по новым правилам, какие сведения и документы понадобятся, что изменится для действующих продавцов и как подготовиться к проверке заранее
28.09.2026 162
обзор
АУСН: что это такое, как работает автоматизированная упрощенная система налогообложения
Разобрали, кто может перейти на АУСН, как рассчитывается налог, какую отчетность все-таки придется сдавать и чем автоматизированная упрощенка отличается от других режимов
28.09.2026 109
Адреса салонов в Московская обл.
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов и аналогичных технологий