Штрафы за несдачу, несвоевременную сдачу и ошибки в отчетности: ФНС и СФР
обзор 31.07.2025 6262
Сдача отчетности — одна из ключевых обязанностей ИП. Нарушение сроков и правил подачи приводит к штрафам и другим санкциям. Разобрали, какие отчеты должен сдавать ИП, какая ответственность за них предусмотрена, в каких случаях можно избежать наказания.
Если у предпринимателя есть сотрудники или исполнители по гражданско-правовым договорам (ГПХ), он обязан отчитываться в СФР по форме ЕФС-1. Отчет делится на несколько разделов, у каждого свои сроки подачи.
Персонифицированный учет (подраздел 1.1 ЕФС-1)
За несвоевременную сдачу или ошибки в подразделе ИП может получить штраф — 500 руб. за каждого сотрудника.
Если ошибки обнаружит и устранит сам предприниматель или сдаст корректировку в течение 5 рабочих дней после получения уведомления от СФР, штрафа можно избежать.
При числе сотрудников 10 и более человек отчетность сдается только в электронном формате. Нарушение этого требования влечет штраф 1000 руб.
Если отчетность была сдана с опозданием, но требование СФР исполнено в течение 10 дней, штраф может быть уменьшен на 50%.
Сведения по взносам на травматизм (подраздел 2 ЕФС-1)
Сведения сдаются ежеквартально: по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев и года. Крайний срок — 25 число месяца, следующего за отчетным периодом.
Штраф за просрочку подачи отчета составляет 5% от суммы взносов за последние 3 месяца, но не менее 1000 руб. и не более 30% указанной суммы взносов.
Штрафы по налоговым декларациям в ФНС
ИП обязан сдавать налоговые декларации по форме и в сроки, которые зависят от применяемого им режима налогообложения.
Штраф за непредставление или просрочку сдачи налоговой декларации составляет 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30% этой суммы и не менее 1000 руб.
Формула расчета штрафа:
сумма налога × 5% × количество месяцев просрочки
Даже если налог уплачен или декларация «нулевая» — минимальный штраф все равно применяется.
Пример. ИП Иванов И. И. несвоевременно сдал налоговую декларацию по УСН за 2024 год. Ему был выставлен штраф в размере 1000 руб.
Если задержка подачи декларации составила более 20 рабочих дней, ФНС вправе заблокировать расчетный счет ИП.
Если декларацию не удалось сдать из-за сбоя в ЭДО, штрафа можно избежать. Для этого в ФНС нужно предоставить подтверждение от оператора или учетной системы с указанием, что в указанный период подача была невозможна (письмо ФНС от 25.05.2022 № ЕА-4-15/6376@).
Нарушение способа подачи декларации в ФНС
Если декларация в ФНС по закону должна быть сдана в электронном виде, но ИП подал бумажную форму, ему грозит штраф 200 руб.
Важно! При подаче декларации по НДС на бумаге она считается
Ответственность за другие формы отчетности в ФНС
6-НДФЛ. При просрочке подачи грозит штраф — 1000 руб. за каждый месяц просрочки.
Расчет по страховым взносам (РСВ). При нарушении сроков подачи грозит штраф — 5% от суммы взносов за каждый месяц просрочки, максимум 30% этой суммы, минимум 1000 руб. Если расчет не сдан в течение 10 рабочих дней после срока — ФНС может заблокировать счет.
Персонифицированные сведения о физлицах. За несдачу или ошибки в данных — штраф 200 руб. за каждый документ.
Как ИП снизить риски штрафов
Сдавать отчетность заранее, не в последний день.
Проверять актуальность форм: они часто меняются.
Если ошибка обнаружена после сдачи, подать уточненную форму как можно быстрее.
Работать с бухгалтером или сервисом, который отслеживает все важные сроки и изменения в законодательстве.
Не рискуйте — доверьте отчетность профессионалам!
Своевременная и корректная сдача отчетности избавит ИП от штрафов, блокировок и лишних проверок. Мы поможем подготовить и отправить все необходимые отчеты — без ошибок и с соблюдением сроков.
Оставьте заявку, и мы проконсультируем вас по нашим услугам.
Есть вопросы?
Просто оставьте заявку на обратный звонок. Мы обязательно с вами свяжемся.
Алена ВасильеваРуководитель отдела по работе с клиентами в Нижнем Новгороде, эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету для селлеров на маркетплейсах
Большие поправки в Налоговом кодексе: что важно знать ИП уже сейчас
Новые правила для селлеров маркетплейсов, рост штрафов, изменение сроков уплаты налогов и взносов, новое по взносам на травматизм — какие поправки в Налоговый кодекс готовит законопроект № 617-9 для ИП, рассказали подробнее в статье
5.10.2026 133
обзор
Сдает ли бухгалтерский баланс ИП
Нужно ли ИП составлять баланс, какая отчетность его заменяет и что меняется в зависимости от системы налогообложения
30.09.2026 38
обзор
Расчет зарплаты в выходные и праздничные дни
Кого работодатель вправе привлечь к работе в праздник или выходной, как правильно оформить такой выход и сколько заплатить работнику
29.09.2026 73
обзор
Коды в декларации 3-НДФЛ
Рассказали, какие коды необходимо внести в декларацию 3-НДФЛ и на что обратить внимание, чтобы не ошибиться
29.09.2026 74
обзор
Как маркетплейсы будут проверять продавцов с 1 октября 2026 года
Рассказали, как маркетплейсы будут проверять продавцов по новым правилам, какие сведения и документы понадобятся, что изменится для действующих продавцов и как подготовиться к проверке заранее
28.09.2026 161
обзор
АУСН: что это такое, как работает автоматизированная упрощенная система налогообложения
Разобрали, кто может перейти на АУСН, как рассчитывается налог, какую отчетность все-таки придется сдавать и чем автоматизированная упрощенка отличается от других режимов
28.09.2026 107
Адреса салонов в Московская обл.
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов и аналогичных технологий